Утверждаю:
И.о.заведующей МБДОУ Детский сад №4
________________С.В.Соболева
Приказ №_____от__________
ПРОГРАММА
«Мой первый кукольный театр»
Педагог дополнительного образования
по театрализованной деятельности
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №4
Садовская Ю.С.
Пгт Кесова Гора Тверская область
2018 год
Рабочая программа по разделу
«Театрализованная деятельность»
( старшая группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка. Это, может быть, единственный вид искусства, где человек может научиться изобразительному и театральному искусству одновременно.
Искусство театра кукол совмещает разные виды искусства: куклы это скульптура, декорации, живопись,
пьеса – литература. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества При изготовлении кукол, декораций используется различный
материал: капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А
для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения,
достойные восхищения. Доступность материалов находящихся рядом с нами дают реальную возможность
творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме того куклы тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к окружающему, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание
того, что все в своей основе связано друг с другом..
Но.. только в театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неоживлённого предмета. Театральная кукла – это неодушевлённый предмет, «оживший» в руках актёра, а «ожить» может практически любой предмет.
В театре кукол часто трудно отличить, где кукла – действующее лицо, а где оформление спектакля, декорации, так как в любой момент может задвигаться и заговорить и дерево, и дом, и скамья, на которой
только что сидели куклы.
В театре кукол сами персонажи (куклы) и декорации (оформление) выдуманы и изготовлены художниками детьми, поэтому весь спектакль – это «оживающее» по ходу действия изобразительное искусство.
Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека была неразрывно связана с
народным поэтическим словом. Слово являлось в форме бабушкиной сказки и утешало малыша, сопровождало, скрашивая однообразные действия, трудовой процесс, организуя детские игры, развивало фантазию,
воображение, острило ум, формировало чувства, воспитывало патриотизм, оживляя образы народных героев. Вот почему программа построена на использовании устного народного творчества, т. е. на сказках.
Программа нацеливает преподавателя в его работе с детьми на освоение народного искусства не только
теоретически, но и прежде всего «изнутри» - через включение обучающихся в процесс творчества, через
эмоциональную сторону восприятия. В единстве познавательной и практической направленности обучения
наиболее полно прослеживаются связи народной культуры и изделий декоративно-прикладного ис-ва.
Данная программа воспитывает у учащихся любовь к народным традициям, к культуре своего народа.
И все выше сказанное позволяет утверждать, что образовательная программа «Мой первый кукольный
театр » отвечает принципам новизны, оригинальности, а так же соответствующей реальным запросам,
в любом учреждении.Данная программа может охватить детей по возрасту начиная с детского сада (подготовительная группа)и продолжить детьми нач.школы и далее(взависимости от степени готовности
детей и заинтересованности)Данная программа для детского сада приводится, как самая первая ступенька знакомства детей с кукольным театром.
Результат реализации программы заключается в развитии у детей творческих способностей мышления,
наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.
Сказок превеликое множество, но главное помнить о том, что они нужны всем: и взрослым, и детям. Потому что душа без них пуста и никчемна. И не стоит забывать народную мудрость: «Сказка - ложь, да в
ней намек, добрым молодцам урок».
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная
деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих
способностей. Творческая деятельность и развитие творческих способностей
человека-это составная часть духовного направления современного общественного устройства.Слово- творчество в общественном смысле означает-искать и
изображать нечто такое,что не встречалось в прошлом опыте,индивидуальном
и общественном.Творчество-это не только создание нового в материальной и
духовной культуре,но и совершенствование человеком самого себя,прежде всего в духовной сфере.Детское творчество-одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет
театрализованная деятельность
Театральная деятельность-это самый распространенный вид детского
творчества.Она близка и понятна ребенку ,глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,потому,что связана с игрой.Всякую свою выдумку ,впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.Входя в образ,он играет любые роли,стараясь подражать тому,что видел и что его заинтересовало,и получая огромное эмоциональное
наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка;способствуют общему развитию;проявлению любознательности,стремления к познанию нового,усвоению новой информации и новых способов
действия
,развития
ассоциативного
мышления;настойчивости,целеустремленности,проявлению
общего
интеллекта
,эмоций при проигрывании ролей.Кроме того,занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,систематичности в работе,трудолюбия,что способствует формированию волевых черт характера.Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок
помогает лучше овладеть своим телом,осознать пластические возможности
движений.Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим
интересом и легкостью погружаться в мир фантазии,учат замечать и оценивать
свои и чужие промахи.
Дети становятся более раскрепощенными,общительными;они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их
публично,тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста (средний и старший возраст) Она
разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным
программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.(кукольного театра)
Задачи
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
Обучить детей приемам вождения кукол различных видов.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический) Приобщить детей к театральной
культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его
истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах,
театральной терминологии.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия во вторую половину
дня. Продолжительность занятия: 30 мин — старшая группа. Общее количество
учебных занятий в год — 31.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2.
«Изобразительная-прикладная деятельность», где дети знакомятся с ре-
продукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету
спектакля, учатся рисовать разными материалами и изготавливать различных персонажей для спектакля.
3.
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с
литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей
постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной
жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными
явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных
в таблицах. Перечислим их.
Блок 1 — основы кукловождения.
Блок 2 — основы кукольного театра.
Блок 3 — основы актерского мастерства.
Блок 4 — основные принципы драматизации.
Блок 5 — самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 — театральная азбука.
Блок 7 — проведение праздников.
Блок 8 — проведение досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном-двух занятиях в
месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3, 4 — на каждом
занятии; блок 6 — на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);
Программа старшей группы
(сентябрь — май)
ДАТА
№
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НАЗВАНИЕ
ЦЕЛЬ
Адаптационный
период,
составление
списка детей
1
«Знакомство с
детьми»
МАТЕРИАЛЫ И ПРИМЕЧА
ОБОРУДОВАН
НИЕ
ИЕ
.
Познакомиться
с детьми и рассказать им о
том,
какую
роль
играет
театральная
деятельность в
жизни человека
Развивать внимание, наблюдательность,
воображение
детей
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Посещение музея
кукол «Каморка Папы
Карло»Знакомство с
театральными куклами
различных систем
управления(проводится анимационная программа)
см.фото
2.Наглядный показ изготовления кукол из
папье-маше,дер.и др.
3.Знакомство со
сказками - по
представленным экспонатам
(различные
куклы представляют
ту или иную сказку и
соответственно
оформлены художественно см.фото)
В конце каждого занятия
педагог благодарит, хвалит детей за
проделанную
работу, отмечает
их
наиболее
значимые
достижения в
театральной
деятельности,
подводит
итог занятия
и сопровождает ребят в
группу
«Язык жестов»
Развивать внимание, память,
образное мышление.
1.Беседа
2.Игра «Измени голос»
Иллюстрации
к
сказке
Куклы кукольного
театра(перчаточные)
Чтение пъесы
С.Пушкиной
«Колобок»
Развивать речь
детей; познакомить со стихотворным
текстом сказки
«Колобок»
Прививать детям любовь к
поэтическому
слову, закреплять материал
по теме «Раз-
1.Отгадывание загадок
2.Беседа
3.Игровые упражнения
Карандаши,краски,листы
бумаги
Деревянные
заготовки см фото.
3
витие речи»
4
НОЯБРЬ
1
2
3
4
ДЕКАБРЬ
Импровизация
русской нар.
Сказки «Колобок»
Продолжать
заучивание
текста пъесы
«Колобок»
Развивать правильное речевое дыхание,
речевой аппарат.
Продолжать заучивание
текста
пъесы «Колобок»
1.
2.
Беседа
Подвижная игра
«Смелые мышки»
1.
Упражнения по
развитию речи.
Чтение пъесы
«Колобок»
2.
Рисуем сказку
«Колобок»Рисуем
персонажей
сказки.
Рисуем персонажей на деревянных заготовках
«Укладка
.Колобок»
Развитие
художественных
навыков
,развитие мелкой моторики
пальцев
Театрализованная
игра
«Колобок»с
пальчиковым
театром. Чтение иЗаучивание
текста
пьесы «Колобок» наизусть.
Развивать правильное речевое дыхание
Распределение
пьесы «Колобок» по ролям
среди детей
Развивать воображение,
фантазию, память
детей;
умение
общаться в предлагаемых обстоятельствах
1.Игры и упражнения
на речевое дыхание.
2.Артикуляционная
гимнастика.
3.Импровизированная
игра «Колобок»
4.Работа индивидуально по ролям с детьми.
Краски,кисти
,тряпочки
Муз.сопровож.пиан
ино
Делаем
кукол.Изготовле
ние головы из
папье-маше.
Развивать выразительность
жестов, мимики, голоса; по-
1 Изготовление головы
перчаточной куклы из
папье-маше.
Картон,синтепон,парал
он,краски акриловые.
1.Дыхательная гимнастика.
2. Импровизация сказки репка.
1.Рисуем,как мы видим сказку.
2.Рисуем и думаем,как будут выглядеть персонажи к
спектаклю.
Деревянная уладка с
паличиковым театром,выполненная
самими детьми.см
фото
1.Игры и упражнения
на речевое дыхание
2.Зарядка для губ.
Бумага,клей
сточкикисточки,тряпочки.
ки-
полнять
варный
детей
1
2
3
4
слозапас
2Изготовление,сушка.
Раскрашиваем
голову перчаточной
куклы,делаем глаза.
Развитие творческих способностей,воображен
ия
Репетиция пьесы «Колобок»,музыкальное
сопровождение к сказке,отдельное исполнение песен персонажей к
спектаклю.
Воображаемое
путешествие в
сказку.
Отработка
пьесы по ролям. Декорации к спектаклю. Рисуем и
делаем декорации.
Рисуем
дер.избу.лес.
Пробные репетиции с ширмой.
Развитие творческих способностей детей
,воображения,
мимики.
Отработка пьесы по
ролям,работа
с
ширмой.
Делаем декорациисначала рисунок,определяемся с
материалами,приступаем к
работе.
Итоговое занятие.Генеральна
я репетиция за
ширмой .
Развивать умение детей произвольно реагировать
на
команду, снимать зажатость
и скованность,
согласовывать
свои действия
с другими ребятами.
Показ
спектакля.
(перед родителями и младшими группами
детского
сада).
Развивать умение детей произвольно реагировать
на
команду, снимать зажатость
и скованность,
согласовывать
свои действия
с другими ребятами.
Учить
детей
снимать зажатость и скованность; согласовывать
свои действия
с другими ребятами.
1.Игра «Чудо-лесенка».
Работа над техникой
речи
2Репетиция пьесы «Колобок»с куклами и декорациями.
Скороговорки
1.Беседа о театральной
культуре.
2.Обсуждение спектакля.
Ширма,перчаточные
куклы
,изготовленные
детьми,муз,сопровожден
ие_пианино
ЯНВАРЬ
1
2.
3
4
Знакомство с
пъесой «Репка»
Чтение сказки
и рассматривание
иллюстраций.
Развивать дикцию, память,
внимание, фантазию детей
Рисуем персонажи к сказке
«Репка»
Развитие творческих способностей,художеств
енных
навыков.
Изготовление
кукол
по
сункам..которые
нарисовали
дети сами.
Продолжаем
делать
кукол.Раскрашив
ание головы.
Закрепление
навыков декоративно_прикладног
о
творчества,полученн
ых на занятиях
.
1.
2.
Работа над
техникой речи.
Игра «Семь
сыновей»
Внимательная изучение различных
персонажей к сказке и ,их художественная характеристика.
Изготовление голов перчаточных
кукол,под наблюдением и помощью
педагога.
Работа над художественным
оформлением персонажа,взависимости от
его характера.
Бумага,клейстер,кисточк
и.,тряпочка.
Краски,кисти,тряпочки.
.
ФЕВРАЛЬ
1
2.
Чтение сказки
«Репка».Распределе
ние
ролей
между детьми.
Театральная
игра «Ходим
кругом»
Репетиция
сказки «Репка»
Рисуем декорации к спектаклю.
.
1.
2.
Продолжать
работу над поэтическим текстом
пъесы
«Репка, добиваться пластического изображения
походки героев
пъесы.
3.
1.
Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов.
Учить
детей
распознавать
эмоциональные состояния
(радость,
грусть, страх,
злость) по мимике. Совершенствовать
умение связно
и логично излагать
свои
мысли. Знакоить с основами
театральной
культуры.
2.
Игра «Тень»
Работа над
пъесой
«Репка»
Беседа о предлагаемых обстоятельствакаждого персонажа.
Игра
«Зеркало».
Упражнение
«Изобрази
эмоции».
Перчаточные куклы,изготовленные
самими детьми,
Куклы,изготовленные
детьми.Ширма.
Краски
,кисточки,картон,тк
ань.
3
.
Репетиция
пъесы «Репка»
1.
Добиваться
выражения
эмоционального состояния
героев
спектакля. Совершенствовать
память, наблюдательность,
внимание детей.
2.
Повторение
состояние человека в тех
или иных обстоятельствах
(эмоции).
Репетиция
спектакля
«Репка»
Музыкальное
оформление спектакля.
Упражнение на
дикцию.
Репетиция
спектакля
«Репка».
Куклы,декорации,ширм
а.Музыкальное сопровождение.
Продолжать
работу
над
техникой речи;
заучивание
стихотворного
текста пъесы
«Репка»
4
1.
Репетиция
пъесы «Репка»
2.
Продолжать
работу
над
техникой речи,
заучивание
стихотворного
текста пъесы
1.
Развивать внимание, память;
умение напрягать и расслаблять
мышцы
шеи, рук, ног и
корпуса..
2.
3.
.
Развивать речевое дыхание,
правильную
Упражнение
для шеи, лица
и рук.
Упражнения на
тренировку речевого дыхания.
Репетиция
спектакля
«Репка.
артикуляцию,
дикцию.
Совершенствовать элементы
актерского мастерства.
МАРТ
1
2
.
.
Показ пьесы
«Репка»перед
родителями и
воспитателями.
Проведение
досугов
и развлечений
Март — май.
Задачи: воспитывать доброе
отношение
к
сверстникам,
побуждать
каждого ребенка
активно
участвовать в
развлечениях.
1
«День кукольника»посещение
музея
кукол
«Каморка Папы
Карло,выставки
кукол,изготовлен
ных
самими
детьми.
2 . «День театра» — театрализованное
представление
ко Дню театра
(последняя
неделя
марта).Просмотр
спектакля «Зо-
Обсуждение
такля.
спек-
Организовывать для детей
представления кукольного театра, слушание сказок.
Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях
лушка»,народного
кукольного
театра.РДК
3. «День смеха
— театрализованное
представление к 1
апреля.
3. «Чистота —
для
здоровья
нам нужна» —
ко Дню здоровья (7 апреля).
4. «Как на Пасху
куличи» — ярмарка
АПРЕЛЬМАЙ
4.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГОЛОВКИ ПЕРЧАТОЧНОЙ КУКЛЫ.
Цель: Изготовление основы головы перчаточной куклы.
Задачи:
1.
2.
Выучить Петрушкину потешку.
Развивать речь, дыхание, артикуляцию, мелкую моторику руки путем соответствующих упражнений.
3.
Развивать коммуникативные навыки.
4.
Изготовить головку куклы – шар из папье-маше.
5.
Познакомить с правилами вождения перчаточной куклы.
Оборудование и наглядность:
Ширма, перчаточная кукла Петрушка, пачка газет, клейстер, кораблики.
1. Разминка.
а) Разучивание Петрушкиной потешки.
Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь что это за игрушка?
А это я – Петрушка!
б) ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Морской бой». В ней могут участвовать 2-3 ребенка. Одним корабликом закрыть вход в «гавань», а два других
корабля пытаются обойти его или протаранить. Запрещается сдувать кораблик противника. Следите, чтобы
щеки не раздувались, а плечи и шея не напрягались.
в) АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
«Хвастливые верблюды».
— Дети жуют воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо.
— Распределившись на пары, хвастают вкусом свой жвачки друг перед другом.
в) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Черепаха
Вот моя черепаха. Она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Руки сжаты в кулаки. Большие пальцы –
внутри. Затем показать большие пальцы и
спрятать их обратно.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет ее обратно.
2.
Основная часть. Изготовление основы головки.
a) Скомкиваем газеты в плотный шарик.
b) Смазываем ¼ листа газеты клейстером и оборачиваем ею шарик.
c) Повторяем предыдущую процедуру 3 раза.
d) Оклеиваем будущую головку куклы мелкими кусочками газеты, смоченными в клейстере до тех
пор, пока головка не станет ровной, гладкой, без «неаккуратных» уголков.
e) Ставим головки сушить на заранее отведенное место.
Итог: Умение изготовить основу головы перчаточной куклы из папье-маше, знания и умения вождения перчаточной куклы, знание героев пьесы, понимание необходимости речевых упражнений для передачи сценического образа куклы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2.
Щеткин А.В.Театральная деятельность в детском саду. «МозаикаСинтез».,2010.
3.
Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
4.
Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей.
Ярославль, 2002.
5.
С.Пушкина Авторизованные музыкальные композиции-спектакли.
6.
Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
7.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра. Айрис Дидактика,Москва.,2008
Методическая помощь Семенова Владимира Леонидовича,
заведующего сектором ТОДНТ