Принято Педагогическим советом МБДОУ Детский сад №4 Протокол №7 от 20.08.2017г Утверждено Заведующей МБДОУ Детский сад №4 Приказ №12§2 от20.08.2017г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ Детский сад №4 I. Общие положения 1.1. Настоящее положение (далее - Положение) разработано в целях реализации гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), детей-инвалидов на получение качественных образовательных услуг; создания безбарьерной образовательной среды для данной категории в МБДОУ Детский сад № 4 ; коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации. 1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федеральных Законов: от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; 1.3. Положение регулирует деятельность ДОУ по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в функционирующей группе общеразвивающей направленности. 1.4.Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются психические и (или) физические нарушения в развитии, подтвержденные в установленном порядке. В состав данной категории входят: дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с тяжелым нарушением речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями интеллектуального развития, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с аутизмом, дети с комплексными (сложными) нарушениями развития. 1.5. В Положении используются следующие понятия: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа (далее – АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование; «ресурсный класс (группа)» - специально отведенное место в образовательном учреждении (класс, кабинет), который оборудован специальным образом, и обеспечен квалифицированными педагогическими работниками; «тьютор» - педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ. Оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса образования; создает условия для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося с учителями (воспитателями) и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся; «ассистент» (помощник) – лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам) необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа в здания, организации, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 1.6. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста осуществляется - путем организации совместного образовательного процесса детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе образовательного учреждения, реализующей образовательную программу дошкольного образования (образовательная инклюзия); - через предоставление услуг дошкольного образования (консультативные пункты) 1.7. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие модели: - полная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ посещают образовательное учреждение наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.; - частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. 1.8. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют администрация ДОУ, методическая служба ДОУ, психолого-медико-педагогическая комиссия ДОУ 1.8.1. Администрация ДОУ: - проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; - принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общей развивающей направленности; - анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; - осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ. 1.8.2. Методическая служба ДОУ: - организует работу воспитателей, тьютеров, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; - взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; - осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ. 1.8.3. Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ: - осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии детей; - готовят по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психологомедико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждают или изменяют ранее данные комиссией рекомендации. 2. Организация инклюзивного образования 2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в МБДОУ Детский сад №1 осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». 2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии : заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус «ребенокинвалид»; заявления родителей (законных представителей) в соответствии с прилагаемой формой (приложение 1). 2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на основании: положения об инклюзивном образовании в дошкольном образовательном учреждении; образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ; заключения ПМПК; адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ; письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком образования по адаптированной программе; плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры); проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. 2.4. АОП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников и утверждается педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности, выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет заместитель заведующей по ВМР дошкольного учреждения. 2.6.Этапы реализации инклюзивного образования: Предварительный этап: предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей; определение воспитателя и группы, в которую поступает обучающий с ОВЗ; определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное учреждение. Диагностический: изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. Разработка адаптированной образовательной программы: проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов (более подробная структура АОП в приложении 2); 2.7. Посещение образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быть организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе. 2.8.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке (приложение 3). 2.9.При поступлении в ДОУ ребѐнка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу общеразвивающей направленности ДОУ (определяется дозирование времени пребывания ребѐнка с ОВЗ в ДОУ, необходимость наличия специалиста сопровождения ребѐнка с ОВЗ в ДОУ при интеграции в функционирующую группу, составляется индивидуальный график посещения ребѐнком детского сада, планируются адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время пребывания ребѐнка с ОВЗ увеличивается. 2.10.Содержание образовательного процесса в группе определяется основной общеобразовательной программой ДОУ и индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ, составляемой с учѐтом комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребѐнка. 2.11.В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребѐнку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребѐнком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть гибким. 2.12. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются занятия (расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ. 2.13.В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребѐнка социальных и практически-ориентированных навыков. 2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 2.15.Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ, осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников группы. 2.16.Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам необходимого профиля. 2.17.С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами, родителями ребѐнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы, воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса, достижение социально значимых результатов. 2.18.В процессе работы с ребѐнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная интеграция в группу общеразвивающей направленности с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК (или педагогов, врача, специалистов). 2.19. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ. 2.20. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях. 2.21. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребѐнка с ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья ребѐнка с ОВЗ. 2.22. ДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребѐнка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ. 2.23. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной). 2.24. При организации инклюзивного образовании ДОУ должно взаимодействовать с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными партнѐрами (родительскими организациями, общественными организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными учреждениями и структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений. III. Финансовое обеспечение 3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно. 3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения ребѐнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ, утверждѐнной ДОУ, предоставляются бесплатно. IV. Участники образовательного процесса 4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и воспитанники. 4.2. Родители (законные представители) имеют право: защищать законные права ребенка; обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации МБДОУ. 4.3. Воспитанник имеет право: на уважение человеческого достоинства; на моральное поощрение за успехи 4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об образовании». V. Порядок управления Заведующий МБДОУ осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с ОВЗ; координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого ежегодно договора; осуществляет систематический контроль эффективности работы.