polozhenie_ob_organizacii_obrazovatel-noy_deyatel-nosti_dlya_vospitannikov_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorov-ya(3)

Принято
Педагогическим советом
МБДОУ Детский сад №4
Протокол №7 от 20.08.2017г

Утверждено
Заведующей
МБДОУ Детский сад №4
Приказ №12§2 от20.08.2017г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья
МБДОУ Детский сад №4
I. Общие положения














1.1. Настоящее положение (далее - Положение) разработано в целях реализации
гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
с ОВЗ), детей-инвалидов на получение качественных образовательных услуг; создания
безбарьерной образовательной среды для данной категории в МБДОУ Детский сад № 4 ;
коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации.
1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федеральных Законов: от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О
ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Указа Президента Российской Федерации
от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017
годы»;
1.3. Положение регулирует деятельность ДОУ по организации инклюзивного образования
детей с ОВЗ, детей-инвалидов в функционирующей группе общеразвивающей
направленности.
1.4.Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются психические и (или) физические нарушения
в развитии, подтвержденные в установленном порядке.
В состав данной категории входят:
дети с нарушениями слуха,
дети с нарушениями зрения,
дети с тяжелым нарушением речи,
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития,
дети с нарушениями интеллектуального развития,
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
дети с аутизмом,
дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
1.5. В Положении используются следующие понятия:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - физическое
лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа (далее – АОП) - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;









доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с учетом
потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в
том числе беспрепятственно получать качественное образование;
«ресурсный класс (группа)» - специально отведенное место в образовательном
учреждении (класс, кабинет), который оборудован специальным образом, и обеспечен
квалифицированными педагогическими работниками;
«тьютор» - педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение
в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ. Оказывает помощь в преодолении
проблем и трудностей процесса образования; создает условия для индивидуализации
процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование
индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень подготовки
обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного
образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ
его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в
обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия
обучающегося с учителями (воспитателями) и другими педагогическими работниками для
коррекции индивидуального учебного плана. Организует взаимодействие с родителями,
лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных
интересов обучающихся;
«ассистент» (помощник) – лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам)
необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных
коррекционных занятий), обеспечение доступа в здания, организации, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
1.6. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста осуществляется
- путем организации совместного образовательного процесса детей с ОВЗ и детей, не
имеющих таких ограничений, в одной группе образовательного учреждения,
реализующей образовательную программу дошкольного образования (образовательная
инклюзия);
- через предоставление услуг дошкольного образования (консультативные пункты)
1.7. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие модели:
- полная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ посещают образовательное
учреждение наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по
АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки, праздники,
развлечения и др.;
- частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают обучение по
индивидуальному учебному плану с посещением образовательного учреждения и
обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями
(законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия в
образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных
мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
1.8. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют
администрация ДОУ, методическая служба ДОУ, психолого-медико-педагогическая
комиссия ДОУ
1.8.1. Администрация ДОУ:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общей
развивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ.
1.8.2. Методическая служба ДОУ:

- организует работу воспитателей, тьютеров, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ
в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения,
социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их
семей;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ.
1.8.3. Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в целях
своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии
детей;
- готовят по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием
специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психологомедико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждают
или изменяют ранее данные комиссией рекомендации.
















2. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в МБДОУ Детский сад №1 осуществляется в
соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования».
2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии :
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о
подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями
здоровья»;
справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус «ребенокинвалид»;
заявления родителей (законных представителей) в соответствии с прилагаемой формой
(приложение 1).
2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении осуществляется на основании:
положения об инклюзивном образовании в дошкольном образовательном учреждении;
образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и содержание
инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по работе с
детьми с ОВЗ;
заключения ПМПК;
адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;
письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком
образования по адаптированной программе;
плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя мероприятия,
направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к
детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры);
проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения
общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др.
2.4. АОП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников и
утверждается педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения. В
АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При
изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в
соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными
представителями).









2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности,
выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет заместитель
заведующей по ВМР дошкольного учреждения.
2.6.Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей;
определение воспитателя и группы, в которую поступает обучающий с ОВЗ;
определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение
обучающегося с ОВЗ
заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное
учреждение.
Диагностический:
изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.
Разработка адаптированной образовательной программы:
проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист,
пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам
реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов (более подробная
структура АОП в приложении 2);
2.7. Посещение образовательной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении и индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быть
организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок, так и
через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно
быть отражено в адаптированной образовательной программе.
2.8.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке (приложение 3).
2.9.При поступлении в ДОУ ребѐнка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу общеразвивающей направленности ДОУ (определяется дозирование времени
пребывания ребѐнка с ОВЗ в ДОУ, необходимость наличия специалиста сопровождения
ребѐнка с ОВЗ в ДОУ при интеграции в функционирующую группу, составляется
индивидуальный график посещения ребѐнком детского сада, планируются адаптационные
и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время
пребывания ребѐнка с ОВЗ увеличивается.
2.10.Содержание образовательного процесса в группе определяется основной
общеобразовательной программой ДОУ и индивидуальной адаптированной
образовательной программой ребѐнка с ОВЗ, составляемой с учѐтом комплексной оценки
ресурсов и дефицитов ребѐнка.
2.11.В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребѐнку с
ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим вносятся
дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих
занятий специалистов с ребѐнком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть гибким.
2.12. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются занятия
(расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной
адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ.
2.13.В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических и
(или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в
коррекционной работе делается акцент на формирование у ребѐнка социальных и
практически-ориентированных навыков.
2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются
специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной
атмосферы принятия и поддержки.

2.15.Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии с
индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ,
осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального
благополучия всех воспитанников группы.
2.16.Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости
могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам
необходимого профиля.
2.17.С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами, родителями
ребѐнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы, воспитанниками
функционирующей группы) проводится работа, направленная на взаимное приятие и
сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса, достижение
социально значимых результатов.
2.18.В процессе работы с ребѐнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная
интеграция в группу общеразвивающей направленности с согласия родителей (законных
представителей) и на основании заключения ПМПК (или педагогов, врача, специалистов).
2.19. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную среду,
обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ.
2.20. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях.
2.21. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребѐнка с ОВЗ методическую
и консультативную помощь с целью повышения их психологической и педагогической
компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в
образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей
(законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья
ребѐнка с ОВЗ.
2.22. ДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребѐнка с
ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены
основной общеобразовательной программой ДОУ.
2.23. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения
формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).
2.24. При организации инклюзивного образовании ДОУ должно взаимодействовать с
ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными партнѐрами (родительскими
организациями, общественными организациями, школой, учреждениями культуры и
спорта и др.), образовательными учреждениями и структурными подразделениями
дошкольных образовательных учреждений.
III. Финансовое обеспечение
3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.
3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения
ребѐнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребѐнка с
ОВЗ, утверждѐнной ДОУ, предоставляются бесплатно.






IV. Участники образовательного процесса
4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и
воспитанники.
4.2. Родители (законные представители) имеют право:
защищать законные права ребенка;
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации МБДОУ.
4.3. Воспитанник имеет право:
на уважение человеческого достоинства;
на моральное поощрение за успехи
4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об
образовании».

V. Порядок управления
Заведующий МБДОУ осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с
ОВЗ; координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы
здравоохранения на основании заключаемого ежегодно договора; осуществляет
систематический контроль эффективности работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».